Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Навигация
Новости храма и сайта
История храма
Псково-Покровская икона
Храм Георгия со Взвоза
Расписание богослужений
Наши реквизиты
Галерея
Видео
Ссылки
Рекомендованные статьи
Наш храм «В Контакте»
La version française
English version
Здравствуйте, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Поиск по сайту
Ближайшие праздники
Православные праздники
Патриархия.ru, Новости
Патриархия.ru, Патриарх
Последние комментарии
Рассылка новостей
Подписка на рассылку новостей храма



Powered by us.groups.yahoo.com
Наши кнопки

Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>

Кнопки
Патриархия.RU  
Каталог Псковских сайтов   Rambler's Top100
Majordomo.ru - надёжный хостинг   Каталог сайтов - Refer.Ru


RSS трансляция
Новости
История храма
Словарь архитектурных и церковных терминов
Алтарь (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарём назывался собственно престол. Впоследствии, когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название «Алтарь» распространилось на всю отделённую иконостасом часть храма. В Алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

Амвон (греч. «выступ») — возвышение в храме, предназначенное для чтения Священного Писания и проповеди. В древних храмах Амвон существовал в виде башенки или небольшого балкона, подвешенного к заднему подкупольному столбу. Подобные Амвоны были и в русских храмах до середины XVII века. Предалтарный — прилегающий к центральной части солеи полукруглый выступ, обращённый в сторону молящихся. Архиерейский Амвон — возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до малого входа при совершении им литургии. Согласно византийскому литургическому толкованию XII—XIII веков (от имени Софрония Иерусалимского), «Амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам Воскресение. Ступени Амвона знаменуют лестницу Иакова».

Апсида, абсида — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Бегунец — форма орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, обращённых вершинами друг к другу с некоторым смещением.

Врата царские — главные врата иконостаса — двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырёх евангелистов.

Глава, главка — наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Голосник — маленькая камера или сосуд (обычно керамический), заложенный в стены и своды здания и обращенный своим отверстием внутрь помещения. Служит для усиления звука (как акустический резонатор); иногда применяется и как пустотелый конструктивный элемент, облегчающий вес свода.

Горнее место — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа. Своё название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего его в тексте литургии — «Горний престол». Горний по-славянски — вышний, возвышенный.
Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признаётся обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящён престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.

Звонница — надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проёмами для подвешивания колоколов. В отличие от колокольни, не имеет башенной композиции. Характерна для псковской архитектуры.
Виды звонниц:
- стенообразные — в виде стены с проёмами;
- столпообразные — башенные сооружения с многогранным (как правило, в русской архитектуре, — восьмигранным, реже — девятигранным) основанием с проёмами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь;
- палатного типа — прямоугольный в плане объём с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Иконостас — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма и состоящая из икон, расположенных ярусами. Число ярусов — от трёх до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящён храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах — только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвёртый — икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа. Колокола помещаются в верхнем ярусе звона.

Конха (греч. «раковина») — полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, Конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В Конхе часто помещали мозаики или росписи.

Лемех — в русской деревянной архитектуре продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки или плоской уступчатой пирамидки, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров и др.

Литургия — главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII века, когда она была заменена византийским чином).

Охлупень — бревно с жёлобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой храмовой архитектуре Пскова).

Паперть — помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи.

Придел — дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

Притвор — западная часть храма. С одной стороны Притвора располагается паперть, с другой — проход в среднюю часть храма. В Притворе по уставу совершаются некоторые богослужения — обручения, лития, чин оглашения и другие.

Распалубка — часть свода, образованная пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей. Распалубки обычно устраиваются при расположении верхней точки проёмов выше пяты основного свода (Распалубки образуют малые своды, радиус которых определяется шириной проёма).

Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

Свод — покрытие из клиновидных камней, приложенных один к другому по кривой линии. Элементы Свода удерживаются в связи и выдерживают нагрузку вследствие взаимного давления, материал же Свода подвергается только сжатию. Простейший Свод цилиндрический, употреблялся уже вавилонянами и доведён римлянами до совершенства.

Солея (греч. «возвышение») — возвышенное место в восточной части храма, простирающееся во всю его ширину перед и за иконостасом. На высоте Солеи находится алтарь, нижняя часть иконостаса и примыкающий к ней предалтарный амвон (полукруглый выступ в сторону средней части храма). На южной и северной стороне Солеи размещаются церковные хоры (клиросы). Определённые части богослужений совершаются на Солее: чтение священником входных молитв, входы на Литургии (малый, с Евангелием, и великий, со Св. Дарами), чтение Евангелия, возглашение ектений, некоторые возгласы, благословения архиерея и священника народу, чтение молитвы Ефрема Сирина в Великом посту, отпуст народа. Молящиеся в храме находятся как бы под Солеёй и поднимаются на неё по ступенькам только для принятия Св. Тайн (причащения) или в случае совершения определённых частных богослужений (таинств). Согласно литургическому толкованию св. Софрония Иерусалимского, «Солея изображает огненную реку, отделяющую грешников от праведников». Часто ограждается от средней части храма невысокой решёткой.

Тябло (искаж. греч. «балка») — горизонтальная балка, разделяющая ряды икон, которые стоят на ней как на полке и к ней крепятся. Тябла расписывались орнаментом или украшались окладом. Иконостасы XV—XVII вв (исключая конец XVII века) принято называть тябловыми.

Фриз — украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора.

Фронтон — завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.

Цоколь — нижняя надземная часть стены с особым характером обработки.

Часовня — небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы — преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.

Четверик — в русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырёхугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).



Комментарии
18 июня 2009 13:15:10
Очень нужная вещь - этот словарь. Слово неофит тоже можно сюда поместить.

Комментировать
Вы не авторизованы!