Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Навигация
Новости храма и сайта
История храма
Псково-Покровская икона
Храм Георгия со Взвоза
Расписание богослужений
Наши реквизиты
Галерея
Видео
Ссылки
Рекомендованные статьи
Наш храм «В Контакте»
La version française
English version
Здравствуйте, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Поиск по сайту
Ближайшие праздники
Православные праздники
Патриархия.ru, Новости
Патриархия.ru, Патриарх
Последние комментарии
Рассылка новостей
Подписка на рассылку новостей храма



Powered by us.groups.yahoo.com
Наши кнопки

Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>

Кнопки
Патриархия.RU  
Каталог Псковских сайтов   Rambler's Top100
Majordomo.ru - надёжный хостинг   Каталог сайтов - Refer.Ru


RSS трансляция
Новости
Псково-Покровская икона
История Псково-Покровской иконы
Неизвестно, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века не принято было ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польскими войсками.

События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия (по русским источникам — до 100 тысяч человек), руководимая лучшим полководцем своего времени Стефаном Баторием, надвинулась на город, в котором, не считая жителей, было всего 7 тысяч человек гарнизона. Царь Иван Грозный держал основные войска вблизи столицы и в новгородских землях. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе…

В эту трудную минуту на помощь осажденному городу и пришла сама Богородица. Неудивительно, что уже в пору осады из уст в уста, с мельчайшими подробностями, псковичи передавали друг другу рассказ о дивном видении старца Дорофея, которое позднее оформилось и на бумаге, как литературный памятник, и на иконе.

26 августа 1581 года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Незадолго до этого псковский владыка отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося его прийти во Псков с чудотворными иконами Богоматери «Успения» и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.

Наступило 27 августа. До решительного штурма Баторием Пскова оставалось несколько дней. В это время в сенях своей кельи сидел благочестивый старец Дорофей, прежде занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием — начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?» При этих словах святитель предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «О Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не было литургии». На эти слова Пресвятая Богородица отвечала: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Вслед за этим Она громким голосом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и преподобные Евфросин с Саввой, и все они с великим благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья припали к ногам Богородицы и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Между тем приближался день штурма… 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. 8 сентября в 5 часов утра начался генеральный штурм. Поляки, немцы, венгры бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон, ворвались в пролом. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Псковский воевода князь Иван Петрович Шуйский был в этой схватке ранен, и силы защитников начали ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:

— Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.

Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:

— Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.

Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:

— Не предадим Богоматери и св. Всеволода.

До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.

В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Ведь победа у стен Покровского монастыря была одержана 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назвали Псково-Покровским.

В 1601 году был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 года, он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, чудотворную Богородицу Псково-Покровскую.

Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Изображено на иконе было чудесное видение Дорофея и в соответствии с текстом «Сказания» написаны: Богородица со святыми князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским, а также святыми преподобными Евфросинием Псковским и Саввой Крыпецким, а также сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня — центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века. В ходе изъятия церковных ценностей с нее сняли драгоценный серебряный оклад, который затем исчез. Существуют свидетельства, что настоятель храма Покрова и Рождества священник Троицкий передал чудотворную икону в музей, чтобы она не была уничтожена ( по другим источникам икона до 1944 года находилась в церкви Богоявления с Запсковья).

В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена немцами из России. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или прориси.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Берхтесгадене со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица — госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.

С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале девяностых годов Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.

Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году канцлер Герхард Шрёдер символически подарил ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 года икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йоргом фон Штудницем.

«Для нас это в первую очередь духовная ценность, которую невозможно измерить никакими материальными критериями», — сказал Святейший Патриарх. Также Святейший Патриарх сообщил, что будет установлено, в каком из псковских храмов прежде находилась эта икона, и при условии, что «храм действует и святыне будет гарантирована безопасность, образ будет возвращен этой церкви».

7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона — живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова.

В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.

В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список с чудотворной Псково-Покровской иконы (на фото внизу).



Комментировать
Вы не авторизованы!