Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Храм Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома
Навигация
Новости храма и сайта
История храма
Псково-Покровская икона
Храм Георгия со Взвоза
Расписание богослужений
Наши реквизиты
Галерея
Форум

Видео

Рекомендованные статьи
Наш храм «В Контакте»
La version française
English version
Здравствуйте, Гость
  Войти
  Идентификация
 Я забыл свой пароль
 Регистрация

Поиск по сайту
Патриархия.ru, Новости
Патриархия.ru, Патриарх
Последние комментарии
Наши кнопки

Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>


Получить код кнопки >>

RSS трансляция
Новости
Псково-Покровская икона
История Псково-Покровской иконы
Неизвестно, чья рука писала икону Псково-Покровской Богородицы. В средние века не принято было ставить свое имя под святыми образами. Доподлинно известно другое. Поводом для создания иконы и ее сюжетом стало чудесное явление Богородицы старцу Псково-Покровского монастыря Дорофею накануне генерального штурма города польскими войсками.

События тех давних пор действительно развивались драматически. Самая мощная европейская армия (по русским источникам — до 100 тысяч человек), руководимая лучшим полководцем своего времени Стефаном Баторием, надвинулась на город, в котором, не считая жителей, было всего 7 тысяч человек гарнизона. Царь Иван Грозный держал основные войска вблизи столицы и в новгородских землях. Брошенным на произвол судьбы псковичам оставалось либо сдаться, либо умереть, сражаясь. Псковичи выбрали второе…

В эту трудную минуту на помощь осажденному городу и пришла сама Богородица. Неудивительно, что уже в пору осады из уст в уста, с мельчайшими подробностями, псковичи передавали друг другу рассказ о дивном видении старца Дорофея, которое позднее оформилось и на бумаге, как литературный памятник, и на иконе.

26 августа 1581 года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Незадолго до этого псковский владыка отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося его прийти во Псков с чудотворными иконами Богоматери «Успения» и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.

Наступило 27 августа. До решительного штурма Баторием Пскова оставалось несколько дней. В это время в сенях своей кельи сидел благочестивый старец Дорофей, прежде занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием — начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Выйдя из церкви и став вместе с преподобными на стене города, Богоматерь спросила: «Где Мирожский строитель Нифонт епископ Новгородский?» При этих словах святитель предстал пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «О Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не было литургии». На эти слова Пресвятая Богородица отвечала: «Сыну моему и Богу тако изволившу». Вслед за этим Она громким голосом воззвала: «Где избранные Божии, пребывающие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади их стал блаженный Николай и преподобные Евфросин с Саввой, и все они с великим благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия». В это время игумен Корнилий, Евфросин с Саввою и блаженный Николай пали перед Нею и со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После этого и все благоверные князья припали к ногам Богородицы и со слезами молили Ее о защите города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Между тем приближался день штурма… 7 сентября от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загорелась жестокая битва. 8 сентября в 5 часов утра начался генеральный штурм. Поляки, немцы, венгры бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон, ворвались в пролом. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Псковский воевода князь Иван Петрович Шуйский был в этой схватке ранен, и силы защитников начали ослабевать. В эту роковую минуту по приказу воевод к пролому принесены были мощи псковского князя св. Гавриила с чудотворными образами, и произошло неслыханное чудо. Когда св. мощи и иконы были подняты из собора, то впереди них к пролому приехали на конях три давно уже умерших монаха: келарь Печерского монастыря Арсений Хвостов, казначей Иона Наумов и игумен Мартирий. Родом они были бояре и в мире слыли за храбрых воинов. Приблизившись к ослабевающим и падающим духом гражданам, они громким голосом воскликнули:

— Не бойтесь, братие! Станем крепко, устремимся на литовскую силу вместе: к нам грядет Богородица со Своим заступлением и с помощью всех святых.

Это неожиданное ободрение окрылило упавших духом воинов и воевод. Все граждане с радостью восклицали:

— Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя и не предадим города Пскова.

Показалось церковное шествие. Зрелище крестного хода воодушевило ослабевших воинов, и все они дружно устремились на врагов, восклицая:

— Не предадим Богоматери и св. Всеволода.

До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен.

В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Ведь победа у стен Покровского монастыря была одержана 8 сентября (21 сентября по новому стилю) в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назвали Псково-Покровским.

В 1601 году был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 года, он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, чудотворную Богородицу Псково-Покровскую.

Сложна и обособленна иконография этой иконы, ей нет аналогов. Изображено на иконе было чудесное видение Дорофея и в соответствии с текстом «Сказания» написаны: Богородица со святыми князьями Василием-Владимиром Киевским, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем Псковскими, архиепископом Новгородским и Псковским Нифонтом, преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, Николой Блаженным Псковским, а также святыми преподобными Евфросинием Псковским и Саввой Крыпецким, а также сам старец Дорофей. На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. На иконе же помещено описание чудесного явления Богоматери. Композиционно выделены Покровский монастырь и Покровская башня — центр событий, самое важное место обороны. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы Сама же Богородица Псково-Покровская не покидала храм Покрова и Рождества до 20-х годов XX века. В ходе изъятия церковных ценностей с нее сняли драгоценный серебряный оклад, который затем исчез. Существуют свидетельства, что настоятель храма Покрова и Рождества священник Троицкий передал чудотворную икону в музей, чтобы она не была уничтожена ( по другим источникам икона до 1944 года находилась в церкви Богоявления с Запсковья).

В 1944 году, в последние дни немецкой оккупации Пскова, икона была вывезена немцами из России. В течение десятков лет после окончания войны считалось, что икона погибла. Псковские археологи, архитекторы, реставраторы радовались любой её старой фотографии или прориси.

В 1970 году неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка «Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert», на которой под номером 234 экспонировалась икона из частного собрания в Берхтесгадене со странным названием «Pskov (Pleskau) und seine Umgebung» (Псков (Плескау) и его окрестности). В собрание же икона была помещена с еще более странным объяснением сюжета: «перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова». Это и была икона Богородицы Псково-Покровская. Почти сорок лет икона хранилась в доме католической семьи из Баварии. Но все эти годы ее владелица — госпожа Хильда Карбахер желала, чтобы икона возвратилась в Россию.

С 1970 года местонахождение иконы не менялось, она была все в той же частной коллекции. В начале девяностых годов Псковский государственный музей-заповедник передал в отдел регистрации Министерства культуры РФ список принадлежавших ему особо выдающихся историко-художественных ценностей, вывезенных в 1941-1944 годах оккупантами и не возвращенных музею. Первым номером в этом списке значилась икона Богородицы Псково-Покровская.

Во время визита Президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году канцлер Герхард Шрёдер символически подарил ему эту икону. Президент дал обещание, что икона будет передана Русской Православной Церкви и возвратится на родную землю, в Псков. 31 августа 2000 года икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в России Эрнстом Йоргом фон Штудницем.

«Для нас это в первую очередь духовная ценность, которую невозможно измерить никакими материальными критериями», — сказал Святейший Патриарх. Также Святейший Патриарх сообщил, что будет установлено, в каком из псковских храмов прежде находилась эта икона, и при условии, что «храм действует и святыне будет гарантирована безопасность, образ будет возвращен этой церкви».

7 сентября 2001 года в Пскове прошла торжественная встреча Псково-Покровской иконы Божией Матери. Эта икона — живая часть древнего Пскова, неотъемлемая, как Троицкий собор или Покровская башня, без которых город немыслим. Теперь икона Богородицы Псково-Покровская находится в Троицком соборе Пскова.

В январе 2005 года икона замироточила. По словам настоятеля Троицкого собора о. Иоанна, такое обильное мироточение иконы наблюдается впервые. Возможно, в прошлые века она тоже подавала знак, но подобные случаи нигде не зафиксированы документально.

В настоящее время в храме Покрова и Рождества Богородицы находится список с чудотворной Псково-Покровской иконы (на фото внизу).



Комментировать
Вы не авторизованы!